Год Дракона  /  Глава III. Ты выбран, ты рождён - говори!  /  Правила игры


Аудиозапись: 

29.10.2008 (wav)


Правила игры

Марии Рабинович

Когда играет шторм, круша и пенясь,
не посылайте к небесам хулы.
То ницшеанский учится младенец:
он изучает правила игры.

Когда он видит ваш кромешный глянец,
бессмысленный и беспощадный быт,
он низвергает свой протуберанец,
и потому доселе не забыт.

Его рисуют мудрым грозным старцем,
громящим очумелые пиры,
а он в нас с неба просто тычет пальцем.
Он изучает правила игры.

Ведь если он признает нашу скуку
основой созидания миров,
то он, как все, главкому вскинет руку
и психиатру скажет: "Я здоров".

И опустеют чёрные могилы,
спадут кресты, и нас разделит суд,
и в мир огромной, новой, лютой силы
лишь избранные полчища пройдут.

Не оттого ль мы в этой жизни гости,
что свет ещё мерцает до поры,
пока Всевышний не играет в кости,
а изучает правила игры.

23-24.05.2008


Опубликовано:

Журнал "Неформальная наука", 2009, № 2

http://www.stihi.ru/2008/05/24/3786
Свидетельство о публикации №1805243786

Рецензии:

1) Человек приходит в мир, где существуют уже какие-то правила. Хорошо, когда он смотрит на эти правила со стороны: "Ах, вот как все у вас! Понятно..." Хорошо, когда у человека за душой ничего своего нет, никаких представлений о том, что должно быть правильно, а что нет, что хорошо, а что - не очень. М. б., таких людей большинство, я не знаю. Мне доводилось слышать такие слова: "Ну, жизнь так устроена, чего же ты хочешь!"

Во всяком случае, часть людей приспосабливается к такому положению и начинает жить с двойной бухгалтерией внутри, понимая, как надо на самом деле, но делая совсем по-другому. Как говаривал дьякон А. Кураев: "Я со своей совестью всегда договорюсь!" Удобно иметь такую совесть, но такое счастье дано не всем.

Гораздо хуже тем, кто никак не может приспособиться к существующему порядку вещей, все время получается не в ногу. Хорошо, если есть тяга к юродству, к позёрству. А если нет? Даже забиться в свою норку нет никакой возможности, все равно приходится время от времени вылезать и контактировать с внешним миром. Да, я забыла о ещё одной возможности: о создании своего круга, своей общины, по существу, отдельной сектантской группы, сообщества, экологической ниши. Возможно, это единственное разумное решение, но, тем не менее, оно мне не близко. Своя диаспора, по каким бы признакам она не объединялась, нет, увольте!

2) ...и всё же игра! Почему? Что приходит мне на ум сейчас? Пожалуй, "Игра в бисер" Гессе. Это как раз описание мира, в котором Бог уже действует (играет) по хорошо известным правилам со случайными компонентами, только в отличие от главного героя романа, который играл с абстрактными элементами искусства, в стихотворении идёт речь о предстоящей игре с живыми душами, в которой случайность кажется чудовищной, а сами правила страшными в своей неизбежности и бесчеловечности. Возможно ли иное? То, о чем мечтали древние? Божественная Лила - игра человека с Богом, полная радости и взаимного сотрудничества? Оставим эти вопросы автору в надежде на новые стихи, полные глубокого смысла и совершенной формы.

3) И, наконец, третья возможная интерпретация. Бог ещё только родился, мир свеж и нов для него, Он лишь пробует его на "зуб", примеряясь силами. Настоящая игра не началась! Всё только впереди...

Черухина С. Е. Неформальная наука, 2009, № 2, 25/08/2008 - 13/02/2009