Хроника культурных событий


11.06.04 - сходили вечером вместе с группой людей, организованных Н.Калашниковым и С.Никитиным,  в район Нагорной. Вообще-то, местность мрачноватая. Горка, которую используют зимой для горнолыжного спуска, сама по себе насыпная, получившаяся из земли, которая образовалась при строительстве метро. Панорама открывается широкая, но то ли из-за заброшенной территории завода, то ли ветренного закатного вечера было грустно. Все это напоминало уходящую натуру. У подножия холма располагается дом (казарма) конца 19 века, предназначенный для рабочих соседней нитепрядильной фабрики. В одной половине живут еще люди, хотя другая половина сильно разрушена. В самом подъезде невообразимо грязно. Рядом еще общежитие 20-30 х гг, довольно приятное глазу. Также есть сталинские дома и остатки скульптур. Сталинские дома я не очень люблю, хотя внутри в них удобно. Конструктивистские дома я воспринимаю как что-то манящее, странное, непривычное, возможно, не совсем здоровое, во всяком случае, эфемерное, не рассчитанное на обычные условия. Что-то сродни первым годам после революции - и интересно, и страшно. Быстро что-то было построено, но оказалось недолговечным. Можно так сказать, что конструктивистские дома, появившиеся у на в 20-х гг. я воспринимаю как что-то запретное, сродни эзотерической науке, это не для всех. Думаю, эти дома влияют как-то на психику, как-то ее раскачивают, сдвигают сознание.

19.05.04 - были в ТЮЗе на "Скрипке Ротшильда", реж. Кама Гинкас. Спектакль достаточно тяжелый. В целом, понравился. Хотя, наверно, рассказ Чехова лучше читать. После театра прошлись переулками. Посмотрели скоропечатню Левенсона в Трехпрудном, дом Шехтеля в Ермолаевском (правда, он не совсем понравился).

18.05.04 - по случаю Дня музеев побывали в Петровском путевом дворце. Сказано было, что стоит повторить сюда посещение не раньше чем через 3 года. Работы еще много. Снаружи, правда, есть на что посмотреть. А внутри - эскизно. В центре, под куполом - основной зал с уже отреставрированным потолком (гризайль). Из зала ведут в четыре гостиные 4 двери и 4 двери-обманки для симметрии. Отреставрирована печь. Плитка сделана в точности как было тогда. Приятно, что показывала дворец женщина, гл.  архитектор проекта. Обратила внимание на то, что внутри сразу бросаются в глаза колоннада, ведущая к противоположному входу, и перпендикулярное направление, дающее ориентир, куда двигаться дальше- на второй этаж по лестнице. Затем мы прошли по Нарышкинской аллее к вилле "Черный лебедь". На ней никаких памятных досок нет. Видно, что там какой-то офис. Рядом довольно большая территория Благовещенской церкви. Внутри нее на стене висит благодарность за патриотическое воспитание от министра обороны С. Иванова. В храме хорошо идет торговля. Давно не замечала, как много там всего. Даже приобрела петушка, поскольку наступающий год - год Петуха. Вполне экуменично. Вспомнила, что где-то в 1994-96 году была где-то здесь, м.б., в Доме офицеров на встрече с Жаном Ванье, который организовал "Веру и Свет". Внутри храма довольно хорошо. Рядом дом ребенка. Детей охраняют хорошо - охранник, увидев, что я зашла во дворик узнать, что это, не детский ли дом, подтвердив это, закрыл ворота. Правее, на углу с Красноармейской -  здание дореволюционного ресторана, где сейчас идет реставрация, а располагается там Академия им. Жуковского. Напротив, музей авиации и космонавтики, также в здании б. ресторана. Небольшой. Два отдела имеют отдельные входы. Рядом с отделом космонавтики магазин большим выбором всяких самолетиков и книг, куда было предложено группе младше- школьников войти и что-нибудь приобрести. День бесплатного посещения музеев на этот не распространяется. Билет 30 р. Более того, Диму, поскольку он молчал, приняли за иностранца и хотели еще что-то получить.

Анонс остальных событий.

16.05.04 - прогулка по Сретенке.

15.05.04 - Заяузье.

14.05.04 - Музей кино. Фильм Рангела Вылчанова "Куда вы идете" 1986 г.

08.05.04 - Кусково.

02.05.04 - Алексеевская слобода.


Впечатления о событиях культурной жизни Москвы (за полгода) 12.06.02

Сначала о музыкальных.

09.01.02 прошел фортепианный вечер в Рахманиновском зале Иво Калчева, болгарского пианиста из США, который поразил своей техникой и умением передать довольно сложную для восприятия музыку Дебюсси. Это был бесплатный вечер, на них бывает много народа, но не все концерты так хороши, как этот.

15.02 в Старом Английском Дворе (Варварка, 4а) прошел камерный концерт ансамбля старинной музыки "Musica Poetica". Собственно, основу коллектива составляют двое - семейная пара из Швейцарии С. и Т. Кайпайнены. Исполнена была барочная музыка, наверное, не самые известные произведения, но как заметил ведущий - совсем молодой человек - к 18 веку было столько всего придумано и испробовано в музыкальном отношении, что в дальнейшие годы превзойти это просто невозможно. Это многообразие было с успехом продемонстрировано. С.Кайпайнен обладает замечательным голосом, мастерством и вкусом. (Обычно вокала я просто не переношу). Хотелось бы добавить по этому поводу об исполнении "Страстей по Иоанну" С.Губайдулиной 21.06.01 в Мариинском театре. Это совершенно грандиозное произведение (солисты, два хора, оркестр и орган) было исполнено под управлением гениального В.Гергиева. Не знаю, как прошли гастроли театра в Москве осенью. К сожалению, в театре были исключительно иностранцы, хотя билеты мы купили за день и стоили они 220р. в партере. Заметно, что для обычных жителей это большие деньги. Вообще, приезд в Питер меня до боли поразил. Васильевский остров с ежедневной часовой или больше очередью в метро и совершенно заброшенными, начавшимися когда-то давным-давно ремонтироваться линиями кажется просто неправдоподобным.

8.04 в Рахманиновском зале Студией новой музыки был дан 2-й концерт "Вперед к додекафонии" из цикла "Россия-Германия: страницы музыкальной истории XX века". Выбранные произведения Х.Аймерта, А.Шенберга, Е.Голышева и Н.Рославца несмотря на мои опасения были весьма приятны для слуха. Думаю, что и оставшиеся концерты (21.09, 4.11, 20.11, 16.12) будут такими же замечательными. Хотя публики было совсем мало, но зато, судя по виду, исключительно знатоки и ценители. Вход свободный.

9.02 в Центре "Дом", что в Б.Овчинниковском пер., 24 стр.4, нам довелось побывать на одном из вечеров, посвященных современной альтернативной музыке и вообще искусству. Это, действительно, сам по себе центр альтернативного искусства, т.е. искусства некоммерческого (хотя как сказать, цена за вход вполне приличная - 250р., впрочем, публики было не так уж много, обстановка довольно уютная, клубная, можно сказать, домашняя), авангардного, необычного. На этот раз выступал музыкант, композитор и исполнитель, Владимир Тарасов. По-моему, он играл в основном на ударных инструментах, очень мастерски и вдохновенно. Занимается он этим давно. Одновременно на большом экране или стене демонстрировалась видеозапись фестиваля альтернативной музыки в Прибалтике, где он участвовал. Также он аккомпанировал Пригову, исполняющему свои стихи. Его стихи про "китайское" я уже слышала. Меня удивил сидевший рядом иностранец, попросивший перевести то, что декламировал Пригов, поскольку многие смеялись. Переводить особенно было нечего, так как поэт демонстрировал манеру "говорения" китайцев. Выходило очень похоже и оригинально. Я попыталась это как-то объяснить. "А они (китайцы) не обидятся?"- задал вопрос иностранец... Еще было музыкальное сопровождение немого к/ф Бунюэля "Золотой век", к сожалению, с нерусскими титрами, и кадров из "Чапаева" (совместно с Приговым). 9 февр. - даты рождения Чапаева и Мейерхольда (ему было также посвящено какое-то действо, но не запомнилось). В конце вечера была опера, посвященная Чапаеву и др., необычная и очень смешная. Для тех, кто интересуется экспериментальным искусством, посетить "Дом", наверное, любопытно.

Где-то в январе-феврале прошла выставка "Бубновый валет" в выставочном зале на Неглинной. Нам посоветовали туда сходить. Выставка оказалась не очень большой (50 картин), но в нее были отобраны по 1-2 лучших работ художников "Бубнового валета".

24.04 в театре А.Васильева прошло театральное представление под названием "Пушкинский утренник": молодые актеры, в основном, сидя на стульях читают стихи А.Пушкина или "похожие на него", или смесь того и другого, но подобранные как нечто целостное, в своеобразной отрывисто-отчетливой манере. Не все осталось ясным, но актеры и их игра понравились. Во всяком случае, внимание зрителей они держат, особенно некоторые. Недавно открылось новое здание театра на Сретенке,19. В июне состоятся новые постановки.

8.05 в театре Вахтангова видели "Амфитрион" в постановке В.Мирзоева (Суханов, Маковецкий, Рутберг). По-моему, очень удачный. Интерпретация достаточно современная. Рассчитан на самые широкие круги, но ни в коей мере не умаляет его достоинств, что редко.

Сейчас в Москве проводятся различные экскурсии по городу. Мы посетили несколько из них. В целом, они достаточно интересны. Наиболее интересным, колоритным экскурсоводом показался Ю.Давыдов (Его темы "Москва дворянская", "Москва купеческая", "Модерн").


31.01.2002

В консерватории прошел очередной (4-й) фестиваль молодых музыкантов "Возвращение". Нам удалось побывать на заключительном, четвертом, концерте, который произвел крайне приятное впечатление благодаря мастерству и вкусу исполнителей.

Весьма удачен спектакль студентов ГИТИСа "Герой?..." по пьесе ирландского драматурга. Сама по себе пьеса интересна, да и игра актеров нисколько ей не уступает. Для студентов, по-моему, весьма качественно.

Что касается спектаклей театров, то можно порекомендовать во МХАТе - "Самое главное" (сюжет любопытен, м.б. концовка не слишком внятна, вкратце - об искусстве и жизни), в "Школе современной пьесы" - "Провокация" (Играют Юрский, Тенякова, Дарья Юрская (она - и в предыд. спект. и также хорошо), Качан, ост. не помню, но играют все совершенно замечательно. Пьеса о современной жизни, м.б. больше о той, которая была несколько лет назад, но благодаря игре актеров это не так важно, второй акт хуже, слишком много неоправданных, несколько надуманных диалогов.)

Кто не смотрел "Мистификацию" - конечно, в первую очередь. Такие спектакли надо смотреть. Наверно, самое сильное из виденного.

Очень интересен актер М.Суханов. Я видела его в "Хлестакове" (Станиславского) (Сам спектакль - меньше, но посмотреть можно) и в "Коллекции Пинтера" В.Мирзоева (Обычно на сцене Маяковского) (Играют четверо - Суханов, Маковецкий, Шанина и (раньше - Гафт, а сейчас, кажется, Харатьян)). Очень такая легкая, непринужденная пьеса. В "Стране глухих" он играл немого бизнесмена.

Из фильмов - конечно, "Амели" французского реж. Жене. Его многие хвалят. Странно, что он идет только в Киноцентре, а не в широком прокате. Ясно, что народу он понравился, поскольку в прокате он появился. Но его приятнее было бы посмотреть на широком экране. Нам попасть не удалось.

Из книг - трудно что-то посоветовать. На меня произвели хорошее впечатление рассказы Толстой Т. и Толстой Н. "Кысь" - понравилась меньше. Но все равно, отношение, как говорят, сложное, неоднозначное. Наверно, это касается не текста, а отношения к жизни. У меня - оно другое. А поэтому я и мир вижу сильно по-другому, вернее, вижу тоже, те же детали, подробности, но воспринимаю - по-другому. Хотя в рассказах так много милых и забытых подробностей советской жизни и тех, которых я совсем не знала, да и фактов современной жизни, что читать - все равно - одно удовольствие.

Из странных книг - Воспоминания Коры Ландау. Книга по-своему интересна. А.Гротендика "Урожаи и посевы" (то, что можно взять на сайте МЦНМО). Это совсем странная книга. Автор крайне многословен. К сожалению, он несколько скрытен, не сообщает даты рождения и подробностей своей биографии, но что-то понять можно. Известен только год рождения -1928 - год Дракона. Ну, что же, подтверждается теория Кваши - автор 100% -ый мистик. Книга чем-то напоминает книгу К.Ландау и книгу Понтрягина о своей жизни. Чем? Наверно, своей чрезмерной субъективностью. Хотя все они, в чем-то правы.

Из современных поэтов - стихи Гандлевского, можно и прозу, и эссе. Сейчас вышла его новая книжка, Д.Быкова - правда, его стихи можно найти, наверно, только в интернете. Мне нравятся стихи и статьи молодого литератора К.Медведева. Отличаются необыкновенной искренностью. Но возможно, это на любителя. Пример его стиля - текст по поводу 11.09 www.vavilon.ru/diary/011028.html .

На начало : На основную страницу